Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Южный административный округ

Воспитательная работа

Основой всей воспитательной работы в школе № 494 является Концепция духовно-нравственного развития личности и патриотического воспитания граждан, разработанная в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации и города Москва в области образования.

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяется пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.

Цель воспитательной системы – воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Создание в школе условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Задачи воспитательной системы – помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  • сфера познания (учеба, информация, знания).

  • сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).

  • сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).

  • сфера физического развития (реализация физических возможностей).

  • сфера отношений (познай себя, людей, взаимодействие с ними).

Воспитательную деятельность организует служба воспитания школы, в которую входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, кураторы ученического самоуправления/старшие вожатые, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.

Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

Исходя из цели и задач, в школе складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.

В школе используются следующие возможности основного и дополнительного образования:

  • различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;

  • обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;

  • акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;

  • использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;

  • участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;

  • проведение праздников, конкурсов, соревнований;

  • широкое использование музейной педагогики

Воспитательная работа в школе осуществляется непрерывно, с применением всех доступных образовательных и воспитательных технологий. Среди направлений этой работы можно выделить следующие:

  • внеурочная деятельность по предметам;

  • художественно-эстетическое воспитание и развитие;

  • спортивно-оздоровительная работа;

  • экскурсионно-краеведческая работа

  • развитие школьных традиций.

Технологии воспитательной работы в школе:

  • технология коллективного творческого дела (КТД);

  • технология системного подхода воспитания;

  • технология личностно-ориентированного воспитания;

  • технология самоуправления;

  • использование ИКТ;

  • игровые технологии др.

Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

  1. воспитательная работа в процессе обучения;

  2. внеурочная деятельность;

  3. внешкольная деятельность

Опираясь на коллективные потребности учащихся школы, их родителей и учителей, выявленных в процессе проведения разнообразных микроисследований, коллектив школы определил следующую системообразующую деятельность:

  • Развитие школьного самоуправления (Управляющий совет школы, педагогический совет, родительский комитет, ученический совет).

  • Продолжение школьных традиций, организация ключевых творческих дел (КТД), объединяющих детей и взрослых.

  • Совершенствование системы дополнительного образования

  • Сотрудничество с родителями

  • Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, практикумы, открытые уроки, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации)

  • Вовлечение родителей в учебно-вопитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы)

Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и традиций:

Сферы совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение поставленных целей:

  • Уроки и внеаудиторная занятость

  • Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения

  • Внеурочные формы общения, проекты, экскурсии, походы

  • Внутриклассная воспитательная работа

  • Общешкольные формы работы

  • Дополнительное образование

  • Кружки и секции по интересам

  • Ученическое самоуправление

  • Взаимодействие учащихся с социумом

  • Свободное общение учащихся друг с другом и взрослыми

Художественно-эстетическая деятельность учащихся преимущественно осуществляется в рамках основного и дополнительного образования. В школе проходят праздники, ставятся спектакли, дети сами создают литературно-музыкальные композиции, посвященные Великой Отечественной войне, проходит отчетный концерт блока дополнительного образования, организуются выставки творческих работ наших воспитанников.

Спортивно-оздоровительная работа осуществляется за счет ресурсов основного и дополнительного образования. Помимо физкультуры воспитанники в спортивных секциях (волейбол, баскетбол, дзюдо), занимаются бальными танцами. В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах.

Развитие школьных традиций. Традиционно в школе проводятся праздники, в которых участвуют все ученики школы вместе со взрослыми. Это Праздник первоклассников, День учителя, Новый год, Масленица, Последний звонок, Выпускной вечер, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.

В классных коллективах упор делается на ежедневную индивидуальную работу с учащимися, связь и преемственность школьного и семейного воспитания, организуется жизнедеятельность детей, внеклассные мероприятия дополняютурочную деятельность, повышают ее результативность. Максимально используются экскурсионная, туристско-краеведческая деятельность, посещение театров, концертов, выставок. Воспитательные задачи ставятся и решаются классными руководителями последовательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Главным звеном воспитательной системы школы является воспитательная система класса.

В центре воспитательной системы – ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация личности).

Конкурентноспособный ученик – это гармонично развитая личность, свободно ориенирующаяся в информационном пространстве, умеющая самостоятельно добывать и применять знания, имеющая свободу выбора и творчества, умеющая ее ценить и использовать, социально ориентированная, способная строить достойную человека жизнь.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни и реализуется по нескольким направлениям:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По каждому направлению разработан модуль.

Пути реализации модуля «Наш дом – Россия»

Пути реализации модуля «Труд – основа жизни»

Пути реализации модуля «Дорога к человечности»

Управленческая деятельность имеет следующие направления:

Работа с ученическим коллективом

Работа с педагогическими кадрами

Организация социального партнерства

Наиболее важными достижениями школы являются следующие:

  1. существенно возросла конкурентноспособность учебного заведения;

  2. стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

  3. явная демократизация отношений между педагогами и воспитанниками, тенденция к совместному решению самых острых проблем;

  4. наличие системы дополнительного образования;

  5. наличие органов ученического самоуправления в школе;

  6. постепенное формирование образа выпускника и школы в сознании педагогов, учащихся и родителей.

  7. наличие единого подхода в выборе содержания деятельности;

  8. целенаправленная работа по повышению мастерства педагогических кадров и специалистов;

  9. постоянное развитие и укрепление связей с социальными партнерами

Результат воспитательной работы в идеале - это:

  • ключевые компетенции;

  • воспитанность;

  • здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.